7 БЕРЕЗНЯ РОЗПОЧАВСЯ ВЕЛИКИЙ ПIСТ

ПРО ПРАВИЛА ПОСТУ, ЦЕРКОВНІ ГРОШІ ТА БАГАТО ІНШОГО
Вітаю всіх читачів! Дякую редакції за можливість спілкування, а дописувачам — за питання. Сподіваюся, що мої відповіді будуть корисними.
— Подскажите, в период строгого Поста разрешается смотреть юмористические сериалы типа «Универ» или «Счастливы вместе» и можно ли употреблять пиво в небольших порциях?
— Во время Поста (особенно на первой и последней неделе) нежелательно смотреть любые развлекательные зрелища, в том числе, юмористические. Вместо увеселительных зрелищ лучше читать духовную или классическую литературу, потратить это время на любые духовно полезные занятия, не обязательно религиозного характера, или на общение с родными, близкими — от чего телевидение постоянно отвлекает. Не очень крепкие напитки (такие как вино или пиво) разрешается пить в весьма ограниченном количестве лишь в воскресные и праздничные дни. Крепкий алкоголь — водка, коньяк, виски и т.п. — в Пост употреблять не следует.
— У меня соседка частенько в церковь ходит, Пост соблюдает, вся квартира — в иконах. Но матерится через слово, родителей из дома выгнала буквально на улицу... Делает людям гадости, а потом говорит: я помолюсь и меня Бог простит. Как к таким «верующим» относится церковь?
— Покаяние человека должно быть плодотворным, т.е. оно истинно лишь тогда, когда человек прилагает усилия к изменению своей жизни, желает больше не совершать грехов, в которых раскаялся. Наличие икон или посещение храма само по себе не делает человека верующим и не гарантирует ему прощения за грехи, особенно, если он на словах раскаивается, а делами опровергает свое покаяние. Ведь Бог судит не по внешнему, а истинно.
В данном конкретном случае могу лишь напомнить слова апостола Иоанна Богослова: «Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, — тот говорит неправду, потому что, как он может любить Бога, которого не видит, если ненавидит брата своего, которого видит?».
— Я — человек верующий, но не религиозный. Давно меня интересует вопрос: какая разница, к какому патриархату относится церковь, в которую я захожу. Иду ведь к Богу, а ОН — един?
— Патриархат не имеет значения точно так же, как не имеет значения ходить ли в большой храм или маленький, в центре города, на окраине или в селе.
Имеет значение вера, которую исповедует человек. У Киевского и Московского Патриархатов исповедание веры одинаково, поэтому, с точки зрения веры, разницы нет, так как оба Патриархата — православны.
А что касается посещения храмов других конфессий или религий, то тут есть различие, так как есть различие в вере между Православием и другими исповеданиями. В различных конфессиях есть более или менее различное учение о Боге и Его отношении к миру и человеку — этими различиями они и отличаются друг от друга. Поэтому человек не может одновременно принадлежать к нескольким конфессиям — как невозможно одновременно признавать истинными взаимоисключающие утверждения.
— Скажите, почему паства в Украине чаще всего бедствует, а ее «верхушка» купается в роскоши и богатствах?
— Думаю, что среди пастырей процент «купающихся в роскоши и богатстве» не выше, чем среди паствы. Т.е., имеются единицы «крутых» батюшек и сотни — имеющих весьма скромные доходы. Просто «крутых» замечают чаще.
Каждый член Церкви лично ответит перед Богом за свою жизнь, за то, как исполнял заповеди — и епископ, и священник, и мирянин. И к каждому относятся слова Спасителя: «Легче верблюду пройти через ушко иголки, чем богатому — в Царство Небесное». Так что о судьбе купающихся в роскоши — независимо от того, кто они, — скорее следует сожалеть, так как спасти душу им намного сложнее.
— Добрый день, скажите, дети тоже должны поститься по всем правилам — не есть мясо, молочку и так далее? А не повредит ли это их здоровью? Спасибо.
— Дети младшего возраста — до 7 лет — не обязаны придерживаться строгих правил в пище. Вместо этого им в качестве поста подойдет ограничение в развлекательных играх, просмотре мультфильмов, игре на компьютере, а в еде — ограничение, например, в сладостях, чипсах и т.п. Ведь смысл поста — в самовоспитании через отказ от чего-то желательного, но для жизни не обязательного. Дети более старшего возраста вполне могут придерживаться хотя бы частичного поста в пище.
В целом для детей, с учетом возраста, можно составить несколько смягченный вариант поста: например, исключить мясо (в крайнем случае, давать его только в воскресные и праздничные дни), в будни исключить молочные продукты и яйца (в крайнем случае исключить их хотя бы в среду и пятницу), но оставить рыбу. Не думаю, что такое, не слишком уж строгое, ограничение повредит здоровью.
— Что дает Пост? И почему церковь обязывает поститься? Может, мы лучше в эти дни Поста будем просто делать больше хороших дел, заниматься благотворительностью, участвовать в программах каких-то, которые организовала бы церковь и привлекала и молодежь и взрослых? А то мы уходим в Пост в себя, свои силы бережем, а толку от этого человечеству нет!
— Смысл Поста — через ограничение тела достигать духовной самодисциплины, воспитать волю. Как мы сможем отказаться от гнева, осуждения или иных грехов, если не можем отказаться от куска мяса?­
Человек состоит из тесно связанных в бытии души и тела. Поэтому без духовной составляющей, телесный пост — всего лишь диета, голодание, точно так же, как без самоограничений в пище, иных материальных потребностях невозможно и духовное совершенствование человека.
Чем менее мы зависимы от материальных благ — тем проще нам достигать духовного совершенства. И наоборот. Смысл Поста в том, чтобы учиться быть менее зависимым от временного, а больше внимания уделять вечному — Богу и своим отношениям с Ним.
— Добрый день! Скажите, а что делать человеку, если он не может физически поститься так, как того требует церковь. К примеру, не может воздержаться от молочных продуктов?
— Если по некоторым причинам (тяжелая физическая работа, болезнь, беременность, отдаленная командировка и т.п.) человек не может вполне придерживаться пищевых ограничений, — он, по благословению священника, может придерживаться более мягкого поста. Например, исключив мясные продукты, употреблять продукты молочные (кроме среды и пятницы). В крайних случаях пищевые ограничения могут быть вообще отменены. Но это не означает, что отменяется и духовная часть Поста — духовно могут и должны поститься все.
Если есть необходимость в менее строгом, в сравнении с правилами, посте, — лучше всего подойти в храм, куда обычно ходите, или в ближайший, изложить священнику обстоятельства, не позволяющие в полной мере поститься, и получить благословение на менее суровый пост.
— У меня — беременная невестка, вот близится Пост, она бы хотела поститься, но малыша то кормить надо, ему же надо получать все витамины, тот же кальций, который — в молочных продуктах, то же мясо есть надо и рыбу… Им можно не поститься?
— Если речь идет о ранних сроках беременности (первые месяцы), то пост является добровольным, по желанию. Если же речь идет о средине, а, тем более, об окончании срока беременности, — пищевые ограничения Поста полностью отменяются. Так же не должны поститься роженицы и матери, кормящие грудью.
— А Бог разрешает церковникам принимать дары от бандитов и политиков?
— В свое время Иисуса Христа осуждали фарисеи, считавшие себя праведными, за то, что Он ест и пьет с блудницами, мытарями и иными явными грешниками. Но Христос их не отвергал лишь потому, что ими гнушались другие.
Бог смотрит не на внешнее, а на внутреннее. Так что если Церкви дар приносится от чистого сердца и ради покаяния, а не для того, чтобы «откупиться» от Бога и совести, или что-то мирское получить взамен от Церкви, — такой дар угоден Богу. Если же своими дарами грешники хотят «откупиться» от Бога и мук совести, но продолжают грешить, — таким дары не идут в пользу. Как не принесло пользы царю Ироду то, что он великолепно украсил храм в Иерусалиме, но «прославился» своей звериной жестокостью.
Несут свою часть ответственности перед Богом и те церковнослужители, которые принимают дары от грешников в обмен на то, что закрывают глаза на их грехи, не обличая их, а тем более, — одобряя. Вместе с подаренным неправедно нажитым даром они принимают на себя и наказание за те грехи, которыми этот дар ранее был получен дарителем.
— А Бог приемлет праведную жизнь (жизнь по заповедям) без походов в церковь?
— Он и с походами в Церковь не приемлет жизни, которую человек считает праведной, потому что в церковь нужно не «ходить» — в Церкви нужно жить, так как Церковь — Тело Христово, соединяющее нас воедино с Богом. И только в таком единстве мы истинно живем. Быть членом Церкви — это не просто время от времени «ходить в нее» — это образ, распорядок и путь жизни. Без Христа и Его Церкви человек духовно умирает — как тот, кто не дышит, тот, у кого не бьется сердце.
— Здравствуйте! Сколько стоит церемония венчания в церкви?
—Здравствуйте! Венчание — не церемония, а таинство. Для того, чтобы обвенчаться, нужно, в первую очередь, осознавать те обязанности, которые христианский брак налагает на мужа и жену. Ваш же вопрос — сродни тому «сколько стоит килограмм колбасы» или «сколько стоит расписаться в ЗАГСе». Воцерковленный человек, т.е. живущий полноценной церковной жизнью, так вопрос никогда не поставит. При совершении таинств не должно быть потребительского отношения к ним — не только со стороны священника (чем многие сейчас привыкли возмущаться и с чем, к сожалению, можно столкнуться), но и со стороны прихожан (обычно таких, которые приходят в храм, только когда им что-то от Церкви нужно).
Церковь — община верующих, и ее потребности — общее дело всех членов Церкви. У Вас ведь не возникает вопрос к родителям «сколько нужно заплатить за то, что Вы меня в детстве воспитывали?», хотя вполне понятно, что взрослые дети обязаны материально поддерживать своих родителей.
— А куда идут деньги, которые жертвуют прихожане?
— На церковные нужды — содержание храма (уборка, отопление и освещение, другие коммунальные услуги, текущий ремонт), содержание священника и других служителей (диакона, пономаря), содержание певцов, храмовых работников (следящих за порядком в храме). За пожертвования также приобретается церковная утварь и облачения для богослужений, иконы и иные элементы внутреннего и внешнего убранства храмов. Многие общины занимаются строительством или реставрацией своих храмов, что требует больших средств. Каждая община также обязана передавать часть доходов на епархиальные и общецерковные нужды. По своим возможностям община занимается благотворительностью.
Распорядители церковными пожертвованиями несут особую ответственность перед Богом за их правильное расходование. Использование пожертвованных на храм денег на не церковные цели — святотатство, т.е. кража (присвоение) святыни. Это — тяжкий грех, и повинные в нем не избегнут наказания от Бога, если истинно не раскаются.
— Если я в первый день Поста — на работе и не могу пойти в церковь, что делать? Если ребенку 14 лет, — ­обязательно поститься?
— Зайдите в храм до или после работы, помолитесь, поставьте свечку. В 14 лет, думаю, что ребенок вполне взрослый, чтобы поститься. Ведь это такой возраст, когда искушения и грехи нападают на неокрепшую душу — особенно в наше время распущенности нравов.
Бажаю всім православним християнам допомоги Божої в постуванні! Всіх благ!
Єпископ ВАСИЛЬКІВСЬКИЙ Євстратій, секретар Священного Синоду УПЦ Київського Патріархату