МИРОТОЧЕНИЕ — ЯВЛЕНИЕ ЧУДА ГОСПОДНЕГО
- Духовність
- 750
- коментар(і)
- 13-02-2009 22:48
Шановна редакція, нещодавно ми з друзями відвідали Почаївську лавру і стали свідками чуда. Ми побачили ікону, яка замироточила. Маленькі, прозорі, без запаху краплинки стікають донизу із центру ікони, де намальовано хрест. Служитель лаври нам розповів, що останнім часом тут зцілилося багато людей. Було б цікаво дізнатися про природу таких чудес.
Мироточение — явление в христианстве, связанное с образованием маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой выделение из иконы светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу. Для некоторых верующих мироточение является одним из чудес, однако дискуссии о причинах и характере этого явления ведутся как среди богословов, так и светских учёных.
Священное Писание не сообщает ничего о мироточении, все упоминания о данном явлении содержатся только в Священном Предании. К наиболее ранним сообщениям о мироточении относится благовонное миро из гробницы апостола Иоанна Богослова, исходившее ежегодно.
В «Полном церковнославянском словаре» Г.Дьяченко сказано, что эпитет мироточивый означает: «источающий чудотворное миро во исцеление болезней». Однако мироточение само по себе не является фактом, на основании которого икона считается чудотворной. Само же источаемое иконой или мощами миро почитается чудотворным. Характерен пример миро от мощей Димитрия Солунского — Иоанн Анагност, описавший захват турками города Салоники, где хранятся мощи святого, сообщает, что миро набирали даже мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.
Современные богословы призывают к трезвому отношению к фактам мироточения. Так, Андрей Кураев пишет:
— Мироточили даже языческие статуи. Мироточат иконы в жутчайшей секте по имени «Богородичный центр» (она же «Церковь Державной Божией Матери»). Поэтому само по себе крово-, слезо-, миро-точение не является аргументом святости того или иного изображения, тем более, персонажа.
По причине многочисленых сомнительных фактов появления мира на иконах в Русской Православной церкви существует специальная процедура комиссионного освидетельствования мироточения. При обнаружении истечения мира на иконе о данном факте докладывается в епархиальное управление, которое направляет в храм специальную комиссию. В её функции входит: опрос свидетелей, осмотр иконы (её местоположения, условия хранения). В случае положительного заключения направляется новая комиссия для более тщательного расследования возможности появления маслянистых пятен естественным путём.
В случае, если и вторая комиссия не выявила признаков естественного происхождения мироточения, то икону помещают в опечатанный киот. Если и в нём продолжается появление маслянистых пятен, то икона объявляется мироточивой.
Существует несколько точек зрения на рациональное объяснение возникновения мироточения:
З повагою Тетяна Ковальова, м.Новоград-Волинський
Мироточение — явление в христианстве, связанное с образованием маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой выделение из иконы светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу. Для некоторых верующих мироточение является одним из чудес, однако дискуссии о причинах и характере этого явления ведутся как среди богословов, так и светских учёных.
Священное Писание не сообщает ничего о мироточении, все упоминания о данном явлении содержатся только в Священном Предании. К наиболее ранним сообщениям о мироточении относится благовонное миро из гробницы апостола Иоанна Богослова, исходившее ежегодно.
В «Полном церковнославянском словаре» Г.Дьяченко сказано, что эпитет мироточивый означает: «источающий чудотворное миро во исцеление болезней». Однако мироточение само по себе не является фактом, на основании которого икона считается чудотворной. Само же источаемое иконой или мощами миро почитается чудотворным. Характерен пример миро от мощей Димитрия Солунского — Иоанн Анагност, описавший захват турками города Салоники, где хранятся мощи святого, сообщает, что миро набирали даже мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.
Современные богословы призывают к трезвому отношению к фактам мироточения. Так, Андрей Кураев пишет:
— Мироточили даже языческие статуи. Мироточат иконы в жутчайшей секте по имени «Богородичный центр» (она же «Церковь Державной Божией Матери»). Поэтому само по себе крово-, слезо-, миро-точение не является аргументом святости того или иного изображения, тем более, персонажа.
По причине многочисленых сомнительных фактов появления мира на иконах в Русской Православной церкви существует специальная процедура комиссионного освидетельствования мироточения. При обнаружении истечения мира на иконе о данном факте докладывается в епархиальное управление, которое направляет в храм специальную комиссию. В её функции входит: опрос свидетелей, осмотр иконы (её местоположения, условия хранения). В случае положительного заключения направляется новая комиссия для более тщательного расследования возможности появления маслянистых пятен естественным путём.
В случае, если и вторая комиссия не выявила признаков естественного происхождения мироточения, то икону помещают в опечатанный киот. Если и в нём продолжается появление маслянистых пятен, то икона объявляется мироточивой.
Существует несколько точек зрения на рациональное объяснение возникновения мироточения:
- мошенничество священнослужителей;
- естественный процесс образования влаги в специфических условиях;
- следы от елея, которым помазывают верующих на полиелее (после помазания человек, поцеловав икону, оставляет на ней капли масла), а также попадание на иконы масла от лампад, висящих перед ними.
Википедия
Коментарі відсутні