ИОСАФАТОВА ДОЛИНА

ИОСАФАТОВА ДОЛИНА

Из истории села Голинченцы известно, что до XVII века на том месте был непроходимый дремучий лес. Во второй половине XVII века Подольские земли были оккупированы турецким султанатом. Жители деревень, которым угрожала опасность, искали убежища в Калиновском православном монастыре, недалеко от Шаргорода. Вероятность попасть в рабство или быть убитыми грозила отовсюду. И в монастыре могли появиться янычары. Как повествует легенда, Божия Матерь, явившись некоторым монахам в сонном видении, благословила идти в сторону утренней зари и там искать спасения. И пошли все собравшиеся в обители на восток, в дремучие леса. На третий день остановились на ночлег возле колодца, и там, вдруг, обрели спокойствие. Снова явилась им в сновидении Матерь Божия, с небес благословляя округу. И на этом месте монахи основали новую обитель. А так как они были совсем бедными, округе дали название Голинченцы. Миряне стали там строить дома, и со временем образовались четыре села по четырем сторонам света. А в середине — долина и колодец с целительной родниковой водой. Возле него постоянно стали совершаться молебны, а место то прозвали Иосафатовой долиной (по аналогии со знаменитой долиной под Иерусалимом — местом грядущего Страшного суда).
Много лет прошло после тех чудесных событий. Турецкая угроза миновала, но еще не раз менялась власть над Подольскими землями. Но вот опять Божия Матерь явила Свой особый промысел жителям этой долины. Случилось это во время жатвы в 1923 году.
Пастух Иаков пас стадо коров, а невдалеке 12-летняя девочка Кристина пасла овец. Иаков часто молился у колодца и в жаркую пору обливался целебной водой. Как-то он увидел прямо в воде отображение Матери Божией с Младенцем. Нимб Ее сиял золотистым светом. Но страха и оцепенения он не ощутил. «Матерь Божия, что нам делать?» — успел спросить пастух. «Христа славьте, кресты ставьте!» — услышал он в ответ, и Матерь Божия, благословляя его и всю округу, уже таяла в воздухе, поднимаясь к небу. Иаков сразу же побежал в близлежащее село Голинченцы и рассказал все, что видел.
С хоругвями и образом святителя Николая селяне вместе со своим священником — отцом Тихоном Петринским — пришли к колодцу. Тут они и установили первый дубовый крест. Слава про чудо распространилась мгновенно. В этот же день кресты установили жители соседних селений Русавы, Попелевки, Ксёндзовки, Шпикова, Рахнова, Зведеновки и Джурина. К осени вся Иосафатова долина была уже усеяна крестами. Неделями и месяцами люди несли их на руках отовсюду. Далекие Кубань и Одесса, Приднестровье, Бессарабия и Донбасс присылали свою хвалу Господу. Добирались поездами и с Далекого Востока.
Местное советское руководство стало беспокоиться, когда в такой глуши крестов стало появляться все больше и больше. Секретная докладная записка от 24 ноября 1923 года Могилев-Подольскому облисполкому на имя подольского губернского главы повествует, что в Иосафатовой долине «случаются многочисленные случаи исцеления от различных заболеваний, что вызывает неимоверный наплыв людей на религиозные действия, которые проводятся на месте явления загадочной женщины с ребенком. Это все выходит за рамки коммунистической идеи, потому является вредным».
Специальная комиссия исполкома приняла решение не только стереть с лица земли кресты, но и перевоспитать участников событий. Конные разъезды милиции останавливали потоки паломников, кресты распиливали на дрова. «Активисты-ликвидаторы» награждались премиями. Тех же, кто укрывал паломников, брали под арест.
Так, 50 человек, избитые и окровавленные, в лохмотьях и босые, по снегу пешком были направлены сначала в Шаргород, а оттуда этапом — в Винницу. Им хотели приписать «государственную измену», но никто из них не признал себя виновным и не отрекся от веры. Всех ужаснула мученическая смерть пастуха Иакова. В подземелье его живым загрызли крысы. Остальных 49 заключенных после допроса выгнали на улицу. Ободранные и голодные, они пешком вернулись в Голинченцы и увидели... 16 тысяч крестов, которые появились за зиму после почти полной «ликвидации» Иосафатовой долины. Это были новые кресты, присланные из далеких мест, куда еще не успела дойти новость о расправе над местом молитвы. Дороги к Голинченцам снова перекрыли. И когда стало казаться, что повторно срезаны все кресты до единого, следственная комиссия возобновила свою работу. Это было весной 1924 года.
Почти полтора года шло расследование. 21 июня 1925 года в зале винницкого губернского суда началось самое громкое дело тех лет на Подолье, которое в хрониках официально называлось «Дело про кресты на Иосафатовой долине». На скамье подсудимых оказались 9 священников и 18 мирян. Из доклада гражданского обвинителя можно узнать, что за пять месяцев 1923 года в долине побывало более миллиона пятисот тысяч верующих. Это больше населения всей области. Бывшего народного судью, юриста Сумневича, за то, что он написал просьбу о выделении земельного участка под кресты и для монастыря, признали социально небезопасным для советской власти. Прокурор Попов пытался подвести обвинения на подсудимых под статьи 120 (использование религиозных обрядов в корыстных целях) и 119 (которая предполагает и контрреволюционную цель). Но следователи не нашли достаточное количество подтверждающих фактов. Крестоношение никогда Уголовным кодексом не запрещалось. Тем не менее, обвиняемых осудили на разные сроки принудительных работ, вплоть до четырех лет со строгой изоляцией. Юристу Сумневичу и священникам, после заключения запрещалось проживать на Украине на протяжении трех лет как социально небезопасным.
Когда отец Тихон отошел в вечность, отслужив верой и правдой в селе почти полстолетия, семью Петринских выгнали из родового гнезда. Дочерей-инвалидов забрали родственники в Киев, а матушку, уже смертельно больную женщину, приютила мать Ивана Артемовича Залецкого. От него и стала известна в наши дни история Иосафатовой долины. Матушка Неонилла Петринская жила в семье Залецких с 1944 года. Она рассказала про явление Божией Матери пастуху Иакову и девочке Кристине и про историю с крестами. Детские впечатления про услышанное настолько сильно повлияли на Ивана Артемовича, что он впоследствии стал собирать воспоминания старожилов, свидетелей судебного процесса, работал с архивными материалами тех лет. И, стремясь сохранить память про события в долине, он писал статьи в газеты и журналы, рассказывал про чудо по радио. Благодаря и его стараниям восстановилась традиция паломничества в Иосафатову долину и установка крестов возле колодца.