СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Оптина Пустынь — один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры, недалеко от города Козельска. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.
Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. При Петре I для умножения государственных доходов на монастыри налагались пошлины. Малочисленные пустыньки, в том числе Оптина, были упразднены. Братия в 1724 году переведены в Преображенский монастырь города Белева. Однако в 1726 году, по прошению стольника Андрея Шепелева, поданному в Святейший Синод, Оптина Пустынь вновь была открыта. Но монастырь оказался без всяких средств, почти на пустом поле. Несмотря на попечение окрестных бояр, период оскудения продолжался и во время царствования Екатерины II.
К концу XVIII века митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин), посетивший Оптину и пораженный красотой местности, принял надлежащие меры для восстановления в ней общежительной жизни. Духовное же возрождение Оптиной Пустыни началось лишь тридцать лет спустя, когда епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский), принял решение об устройстве Скита. Внешние неблагоприятные для монастырей обстоятельства, длившиеся более столетия, не угасили духа веры в истинных подвижниках. Святость ушедших времен вновь оживает, возрождаясь в образе особого благодатного дарования — старчества.
Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих Старцев: препп. Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители — та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала паломников. Перед революцией в Оптиной было около трехсот монахов. Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное освящающее влияние на свой народ.
В то время в Россию усиленно проникала западно-европейская культура, и становилось все больше людей, которые совершенно не понимали внутреннюю природу Церкви и монашества. К началу XX века победу в душах людей одержал рационализм, и, как следствие этого, — атеизм. Октябрьский переворот 1917 года и последующие события лишь показали всю глубину падения человеческой души, оторванной от Бога.
Декретом от 23 января 1918 года монастырь был закрыт и разорен, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях.
Прошли годы. Приближался великий юбилей — тысячелетие Крещения Руси. Изволением Господним, 17 ноября 1987 года, Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.