ЗАПИТАННЯ СВЯЩЕНИКУ

НА ЗАПИТАННЯ ВІДПОВІДАЄ ІГУМЕН УКРАЇНСЬКОЇ ПРАВОСЛАВНОЇ ЦЕРКВИ — АЛІПІЙ:
— Дорогой отец Алипий! Благословите! Позвольте спросить у Вас, как Вы лично восприняли визит Святейшего Патриарха Кирилла в Украину? Не было ли в этом визите той политической подоплеки, о которой твердят все, кому не лень?
— Господи, благослови! За визитом Святейшего следил с особым интересом и тревогой. Всё время боялся, что Патриарх сделает нечто чрезвычайно смелое, откровенное, что характерно его натуре. Внимательно вчитывался во все его слова и проповеди. И должен сказать, что от энергии и лидерства, разума и свободы полёта мысли Его Святейшества, я остаюсь под большим впечатлением.
Что касается политической подоплёки, то тут была мантра СМИ совместно с раскольниками ещё до Архипастырского посещения своей Церкви Патриархом. Они старательно талдонили обществу, что здесь только политика. И что остаётся им теперь делать, как не заявить: «мы же говорили, — политика! А если вы не увидели, что это всё было политикой, то вы слепы! И вас заморочила ФСБэшная пропаганда! Вы не патриоты своей Родины!»
Не говорить Патриарху о верности Церкви и Вере, о единстве под эгидой Русской Православной Церкви, — это всё равно, что папе Римскому начать утверждать, что теперь папа не глава Римской Церкви! Почему же папа на весь мир имеет право заявить (а он глава государства!), что все, кто не католики, — не истинные христиане. А Святейший Патриарх клеймится политиком, потому что он благодарит всех, кто сохранил верность Православию через свою верность Русской Православной Церкви?!
Узкополитический заказ особенно хорошо заметен в форумах, где противниками визита Святейшего выступали практически одни и те же особы, меняющие НИК. Но фантазия у них была не на высоте — и потому легко узнавались.
Особым «брэндом» стали часы Патриарха. И особого воя всё это достигло после вполне справедливой и убедительной проповеди о необходимости аскезы. И вот здесь примитив ада показал себя во всей «красе»! Причём, никому не было дела, что Святейший, скорее всего, даже и не интересовался стоимостью подаренных часов (надеюсь, Вы понимаете, что Патриарх не ходит по магазинам в поисках часов по-дороже), а относится к ним, как просто к утилитарной вещи. Я думаю, что логичнее было бы пристать к Патриарху за его облачения (тоже предоставленные в дар), которые значительно дороже этих часов. Но у ада (читай СМИ) не хватило фантазии...
— Добрый день! Возник вопрос: как относится церковь к половым отношениям молодых, если они пока не повенчаны, но будут венчаться и расписываться в скором времени. И как относится церковь к контрацептивам, прерваным актам и т.д. Заранее благодарен.
— Господи, благослови! Любое нарушение целомудрия вне брака являтся грехом. Строго говоря, в таинстве Брака покрывать голову молодожёнам венцами полагается только парам, сохранившим девство. Венец — образ мученического исповедания Христа, торжество преодоления искушений. И, поскольку девство всегда в Церкви приравнивалось подвигу исповедничества, то появилась традиция: во время службы Браковенчания молодым, сохранившим чистоту отношений, одевались на голову венцы. Тем же, кто нарушил целомудрие и вступил в брачные отношения до заключения Брака, венцы не полагается возлагать.
Церковное сознание воспринимает брачные отношения, как благословенный Богом способ для рождения детей. Потому контрацептивы и прерваные половые акты, которые препятствуют беременности, воспринимаются церковным сообществом как греховное проявление гедонизма, именуемое «онанизм». Поскольку именно библейский Онан входил в спальню к жене брата и при половом акте сливал семя на землю, чтобы та не забеременела. Однако в случае угрозы жизни женщины, когда беременность может стать для неё роковой, иногда духовник может разрешить супругам пользоваться презервативами ради того, чтобы они оставались верны друг другу.
— Слава Богу. Як пояснити людям (УПЦ КП, УГКЦ, УАПЦ), чому не приймають їхні записки в Свято-Успенській Почаївській лаврі? Спасибі.
— Господи, благослови! Не приймають їхні записки не тільки у Почаївській лаврі, а у кожному Православному храмі, бо люди, які належать вищеназваним конфесіям, знаходяться поза Церквою. А Церква перед Богом на Літургії може ходатайствувати лише за тих, кого знає. Ті ж, хто покинув Двір Правди, знаходиться у просторі хвороби Неправди. Церква тих людей не знає, але покладається на милість Божу і на те, що Господь шукає можливість усіх врятувати Своїм чоловіколюбством. Отже тим, що Церква не молиться на Літургії поіменно за людей, котрі полишили Церкву, вона не кидає їх напризволяще і просить у Бога для них напучування і розуму для повернення у терени Істини.
— Слава Ісусу Христу! Підскажіть, будь ласка, як поступити у такій ситуації: 15.11.2009 р. я стаю на весільний рушник, а далі вінчання — якщо на цей день припадають місячні, що у такому випадку ви порадите? Адже мені не можна у такі дні іти до церкви (чи, можливо, я помиляюсь).
— Господи, благослови! Краще дату Вінчання перенести. Адже Ви не зможете Причащатися у такому стані.
— Слава Ісусу Христу. У мене 08.06.09 р. помер батько, 05.09.09 р. рідна сестра моєї жінки виходить заміж. Відповідно, батьки її та моєї дружини хочуть, щоб я був присутній на цьому весіллі. Як мені поступити, і щоб не образити їх своєю відмовою?
— Господи, благослови! У такій ситуації, зглянувшись із того, що вже пройде 40 днів після смерті Вашого батька, буде кращим все ж піти на те весілля, але не дуже веселитися, стримуватись від алкогольних напоїв (трохи можна), не танцювати. Піти з весілля краще непомітно, раніше, — до нестриманих веселощів.
— О. Алипий, подскажите, можно ли в постные дни, среду и пятницу, употреблять пищу с постным маслом и есть рыбу, а также можно ли пить кофе?
— Господи, благослови! Против кофе нет противопоказаний, кроме медицинских, на Афоне монахи всегда пьют кофе, даже в Страстную Пятницу. Что касается вкушения пищи с постным маслом по средам и пятницам, то они вполне допустимы, если они не выпадают в многодневные постные периоды. Рыба тоже допускается, если в среду или пятницу случается Полиелейный праздник или праздник Всенощного бдения.