КАК ХРИСТИАНИНУ ОТНОСИТЬСЯ К СНАМ?

КАК ХРИСТИАНИНУ ОТНОСИТЬСЯ К СНАМ?

\"КАКНесмотря на последние открытия и рост знаний, наука никак не в силах разгадать природу снов, она может лишь зафиксировать некоторые физические и химические процессы, происходящие в теле человека во время сна. Относительно психической или духовной стороны вопроса, медицина и наука не может сказать ничего определенного. В связи с этим у людей нередко распространено различное отношение ко снам: одни очень прислушиваются к ним, считая чуть ли не откровением, другие попросту игнорируют. Разобраться в этом можно, опираясь на религиозный опыт. Из Святого Писания и Святоотеческой литературы можно сделать вывод, что сны можно, условно разделить на эмоциональные, от нечистого, и пророческие (от Бога).
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИЛИ СУЕТНЫЕ СНЫ
Этот вид снов является естественным следствием повседневных забот или тревог. Одним словом, часто то, о чем очень усиленно думает или занимается человек, отражается и в снах им видимых. Многие, наверное, знают, когда бытовые вопросы, надолго засевшие в голове, или персонажи любимых кинокартин и прослушанные композиции, особенно произведшие впечатление, всплывают в сновидениях.
По этому поводу Симеон Новый Богослов пишет: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, — о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями».
Бывает так, что кошмарные сны вызваны чисто физиологическими причинами, такими, как болезни печени или прием некоторых медикаментов. Но иногда на основании увиденного можно сделать вывод о нравственной стороне человека.
«Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой, когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся, — тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния — есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.
CНЫ ОТ НЕЧИСТОГО
Те люди, которые особо доверяют снам и придают им чрезмерное значение, нередко бывают искушаемы злыми духами. Диявол, видя внимание ко снам, пытается придать им занимательность и убедительность, тем самым мало по малу заполучив доверие к увиденному. После этого, в виде Ангелов или угодников Божиих, или же самого Христа, ублажают их жительство, обещают им награды небесные, и этим возводят на высоту самомнения и гордыни, сбивая таким образом с пути истинного.
ПРОРОЧЕСКИЕ СНЫ, ОТ БОГА
В первую очередь, нужно запомнить, что таких снов удостаиваются далеко не все люди, а только праведные или те, которым таким сверхъестественным ­образом Господь дает возможность обратить внимание на свою жизнь и раскаяться.
Укажем, для примера, на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался правителем Египта, и, приехавшие в Египет отец и братья его, должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных, то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифовы, умерли бы голодною смертию.
КАК ОТНОСИТЬСЯ ХРИСТИАНИНУ КО СНАМ?
Для нас же, находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет смысл — не придавать значения обычным снам. Однако, поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задуматься и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?
Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение.
Как в отношении суждения о снах — являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: «Не принимай и не отвергай».
Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати, а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.
Андрей АКСЮТИН