ЧТО ТАКОЕ «ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА»?

Если мы заглянем в месяцеслов, то в этот день (как по григорианскому, так и по юлианскому календарю) не обнаружим памяти указанного святого. Православная Церковь чтит трех святых с таким именем: священномученика Валентина (30 июля) и двух мучеников (24 апреля и 6 июля, даты указаны по юлианскому календарю), но ни один из них не является тем лицом, с именем которого связано появление так называемых «валентинок» — специальных романтических открыток в виде сердечек.
Католическая энциклопедия указывает также трех святых с именем Валентин, которые указаны в мартирологе под 14 февраля. Это же издание упоминает о популярном праздновании «Дня святого Валентина». Его истоки, несомненно, следует искать в средневековом поверье о том, что в середине февраля у птиц начинается брачный период. В связи с этим день 14 февраля считался специально посвященным для влюбленных: можно было отправлять любовные письма и дарить безделушки, напоминающие о любви. Английская и французская литература XV века говорит о подобной практике. Те, кто выберут друг друга при этом праздновании, должны называть друг друга своим Валентином. Дейм Элизабет Брюз пишет о достойной паре, которую она хочет подыскать для своей дочери, адресуя свои слова избранному поклоннику:
«В понедельник, мой кузен, будет День святого Валентина, и каждая птичка найдет себе пару. И если ты захочешь прийти вечером во вторник и запасешься терпением, я верю Богу, что ты поговоришь с моим мужем, и я буду молиться, чтобы мы завершили это дело».
Вскоре после этого молодая леди отправила тому же мужчине письмо, надписав его: «Моему дорогому Валентину, Джону Пастону, эсквайру». Позже обычай выбирать и посылать «валентинки» стал постепенно забываться и был возрожден только в XX веке.
В современном западном мире этот обычай стал неофициальным массовым праздником, а с падением «железного занавеса» проник и на территорию пост-советских государств. Как мы уже сказали, католическая традиция не связывает возникновение Дня св. Валентина ни с одним из святых, память которых совершается в этот день. Вопреки расхожему мнению, этот праздник носит чисто светский характер. Известно предположение о том, что это празднование восходит к Римскому празднику Lupercalia — фестивалю эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Все оставляли свои дела, и начиналось веселье, целью которого было нахождение своей половинки.
Так можно ли праздновать День святого Валентина? Как относится к этому празднику Православная Церковь? Здесь следует дать очень осторожный ответ. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», — писал апостол Павел Коринфским христианам (1 Кор. 6:12).
Можно ли христианам быть любимыми и любящими? Несомненно, даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1:27). Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Значит, любить — это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви — означает приближаться к Богу. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.
В День святого Валентина влюбленные поздравляют друг друга, пожелаем им одного: чтобы их чувство стало настоящим, чтобы нежность и добро, которые они сейчас дарят своим половинкам, никогда не иссякли, а любимый человек действительно оказался спутником на всю жизнь.
Андрей ДУДЧЕНКО, священник