СВЯТАЯ ВОДА

Вопрос читателя: «Можете ли вы четко сказать, что именно ПРАВОСЛАВНАЯ ДОГМАТИКА (а не народное мнение) понимает под термином «святая вода»? Чем вода, прошедшая чин освящения ­отличается от обычной воды?
Отвечает ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ ВЕДМЕДЕНКО:
Сразу оговорюсь, что догматы Церкви относятся к вопросам теории. Мистические же моменты христианской жизни — к практике веры. И в значительной степени они есть продуктом как раз эмпирического (опытного) познания. А это как раз то, что Церковь называет Преданием. Посему не ищите в канонах православия чётких определений касательно освящения материальных предметов, и в частности воды.
Мысль материальна по своей природе. Ибо всё в ней (в природе, творении) есть материализацией Идеи Творца. И когда мы говорим об освящении — то речь здесь идёт собственно об аккумулировании (накоплении в том или ином предмете, в том или ином веществе) высокочастотной «вселенской энергии любви» (по определению архиепископа Луки — в миру профессора Войно-Ясенецкого).
Итак, прежде всего, нам необходимо уяснить себе ту простую истину, что мы живём в мире энергий. А творцом этих энергий является Господь. Потому Он и Бог (от слова «Богатый»), потому и Творец. Бог — Творец энергий! И всё, что мы привыкли считать материей, на самом деле есть не что иное, как энергия. Так сказать «сконденсированная» энергия!
Грубая материя (стол, земля, наше с вами биологическое тело), — это грубо сконденсированная энергия, подобно льду в природе. Электромагнитное поле — тоже одна из форм существования материи, но уже более тонкая её форма (как, например, вода). Мысль же, информационное поле, — также одна из форм существования материи, и тоже материальна! По аналогии она подобна пару... Но, как и лёд, и вода, и пар на самом деле одно и то же, — так и грубая материя, и электромагнитное поле, и мысль и суть — одно: материализованная воля Творца.
Что происходит в момент молитвы? Слово «молитва» на самом деле означает «связь». Связь между человеком и Богом — мистическая, «таинственная» связь. Молитва от­крывает невидимые каналы для перетекания Божественной, вселенской энергии Любви из сферы Духа (собственно из той таинственной Сферы, которую мы привыкли называть Небом — вспомним выражение «преклонить Небо»). А точкой концентрации этой Энергии может быть как сердце человеческое (и это в первую очередь, ибо именно это и является целью всякой молитвы: непосредственный контакт, соединение с Творцом «в духе и истине»), так и предметы-посредники Божественного действия: освящённые предметы (крест, чаша евхаристии, сам «намоленный» храм) или вещества (святое причастие, артос, святая вода).
На самом деле все предметы способны аккумулировать в себе как высокочастотные, так и тонкие низкочастотные энергии, накапливать информацию. И святая вода в данном случае играет роль некоего «жидкого кристалла», служа своего рода «костылями», подпорами для немощных духовно (я не говорю уже о чисто эмоциональных аспектах воздействия культовых предметов и веществ, как неких «катализаторов» молитвенного состояния чисто психологического плана. Всем известно благотворное влияние икон, тех или иных священнодействий, а так же роль слова в молитвенной практике Церкви).
Верующие люди давно поняли и используют эти сверхприродные (а на самом деле — вполне естественные, просто еще многим недоведомые) свойства освящённых предметов и веществ в своей церковной практике. Я не историк, а богослов, и посему оставлю исследователям церковной истории труд доискиваться истоков применения святой воды. Скажу только, что знаю священника, который хранит дома святую воду, освящённую им на Богоявление в первый год своего пресвитерства (а это без малого 35 лет!). И вода эта чиста и свежа, как в первый день освящения (и, поверьте, серебро тут ни при чём). Знаю и тех, у кого святая вода теряет свои чудесные свойства уже на вторую неделю после её освящения…
«По вере вашей да будет вам…»